УЛЬЕТЕРАПИЯ

(апитерапия, ульетерапия, биорезонансная терапия)

Ульетерапия — направление апитерапии, базирующееся на близком контакте пациента и пчелиных семей. В этом контексте понятие «ульетерапия» можно рассматривать не только как целебный сон на ульях-лежанках, но и как пребывание вблизи улья, прислонение спиной к стенке улья.

Давно подмечено, что пчела положительно влияет на человека. Созданная на пасеке атмосфера, это природный оазис с положительной энергетикой, для отдыха и оздоровления. Издавна в народной, а позднее и в традиционной медицине использовали продукты пчеловодства для лечения разных недугов. Пасечники считали и считают медопродукты Божьим даром и называют их эликсиром жизни, рекомендуют потреблять их и как пищу, и как лекарство. А также утверждают, что нет болезней, которые бы не лечили пчелы, ведь знают о целебном действии пчел на человеческий организм и постоянно испытывают на себе его влияние.

Пребывание на пасеке, контакт с пчелами  были известны как мощный фактор восстановления и поддержания здоровья. Однако клиническое подтверждение и научное обоснование ульетерапия получила лишь в начале XXI в., с изменением и расширением отношения к понятию «апитерапия».

Человечество всегда восхищалось совершенством пчелиного мира и изучало его безграничные целительные свойства. Относительно недавнее новшество как лечение благодаря сну на пчелиных ульях начало успешно использоваться в странах СНГ, а особенно на Украине (в Крыму, в Винницкой, Сумской и Ровенской области). Уже известные нам пчелиные домики в других местах. В России это направление только развивается: посетители Алтайского края спят на пчелиных ульях, пуховая перина, поролон, синтепон - этим уже никого не удивишь, а вот матрас из живых пчел, на котором туристам предлагают спать в Алтайском крае, настоящая невидаль.

Среди механизмов положительного влияния сеансов апитерапии, основанной на близком контакте пациентов с пчелиными семьями, являются:

  • тепло от потолочных досок нагреваются от тепла тела человека и от пчел, дает возможность расслабиться мышцам спины, улучшает кровообращение, расслабляет спазмированные участки мускулов при патологии позвоночника, способствует уменьшению, а затем и исчезновению болевого синдрома;
  • микромассаж, который передается через потолочные доски и ощущается телом пациента;
  • ароматерапия - ингаляция смеси ароматических веществ - нектар различных трав, меда, прополиса и других веществ положительно влияет на глубокий сон, быстрый сон, во время которого дыхание глубокое, форсированное, что способствует попаданию ароматических веществ в дыхательные пути и проявляется  бронхолитическим эффектом;
  • взаимодействие биополей пчелосемей и человека, несомненно, имеет положительное влияние - улучшает обмен веществ, способствует процессам реполяризации клеток, повышению иммунитета, лечению отдельных состояний (стрессы, переутомление) и заболеваний нервной системы, неврозов, эпилепсии, ситуационных психозов.

Ульетерапия — идеальный метод оздоровления детей (безопасный, безвредный, гармоничный детскому организму, связанный с положительными эмоциями, доступный, экономически выгодный.

Ульетерапия должна применяться не как основное лечение запущенных болезней, а как метод оздоровления. Стопроцентной гарантии, что пчела Вас вылечит полностью, нет, а вот оздоровит и восстановит биобаланс организма – это точно. Оздоровление биоэнергетикой пчел – это физиокабинет, где в качестве энергоносителя выступает пчела. Кабинет занимается оздоровлением человека, а не лечением больного, это - существенное и важнейшее дополнение.

 

Ульетерапия глазами ВРАЧА!

Ульетерапия — идеальный метод оздоровления детей (безопасный, безвредный, гармоничный детскому организму, связанный с положительными эмоциями, доступный, экономически выгодный). Эффективность ульетерапии в детском возрасте намного выше, чем у взрослых, так как дети гораздо ближе к природе.

 

Основные механизмы ульетерапии, значимые в детском и подростковом возрасте

  1. Живое тепло, выделяемое пчелиной семьей. Поддерживается температура тела человека (36°С). Улей-лежанка является теплоносителем с малой теплопроводностью, обеспечивающим тепловой поток небольшой интенсивности, что наиболее оптимально для достижения оздоровительного эффекта, особенно в детском возрасте.
  2. Микровибрации, создаваемые взмахами крыльев пчел и их работой в улье. Своеобразный лечебный вибромассаж. Доказано положительное влияние микровибраций на состояние, функционирование, защиту и восстановление всех органов и систем организма. Микровибрации, создаваемые пчелиной семьей, наиболее физиологичны для организма человека (особенно ребенка).
  3. Ингаляции ульевого воздуха, наполненного целебным ароматом продуктов пчеловодства (меда, прополиса, воска, перги), а также обогащенного кислородом зеленого покрова пасеки и отрицательно заряженными ионами, образующимися в результате полета пчел. «Ульевой воздух самым благотворным образом воздействует на поддержание в здоровом состоянии сердечнососудистой, пищеварительной и дыхательной систем» (Б.А.Охотский, 1990).
  4.  Акустическое воздействие — монотонный гул пчелиной семьи. Своеобразная «пчелиная медитация», снимающая усталость. Исследования частотно-волновых характеристик шума, производимого здоровой пчелиной семьей, а также его влияния на структуры головного мозга доказывают релаксирующее, антидепрессивное и гармонизирующее воздействие на психо-эмоциональный статус человека. Пчеловоды и апитерапевты наряду с продуктами пчеловодства научились использовать для оздоровления и волшебные звуки пчелиной семьи.
  5. Взаимодействие биополей пчелиной семьи и человека — коррекция, выравнивание и обогащение биополя человека посредством близкого контакта с мощным биоэнергоинформационным эгрегором пчелиной семьи. Особое место в этом процессе занимает расплод. Существуют исследования, доказывающие сродство биополей человека и пчелы (тем большее, чем ребенок младше).
  6. Сенсорно-эмоциональное воздействие. Вид пасеки, пчелы, их деятельность, пчелиные домики, цветущая природа вызывают положительные эмоции у ребенка и выработку эндорфинов, стимулируя его творческие способности, развитие речи и когнитивных функций.

Пребывание в непосредственном контакте с пчелиной семьей и одновременное наблюдение за жизнью пчел — уникальный сеанс психотерапии. Единение с природой переключает сознание и подсознание ребенка на принципиально другой уровень мышления и способствует формированию здорового образа жизни.

 

Биологическое и терапевтическое воздействие ульетерапии

(подтвержденное длительным клиническим наблюдением с применением лабораторных, инструментальных и статистических исследований)

  1. Сердечнососудистая система: улучшение мозгового и периферического кровообращения; стабилизация артериального давления; улучшение микроциркуляции, укрепление сосудистой стенки.
  2. Нервная и эндокринная системы: гармонизация баланса симпатической и парасимпатической нервной системы; улучшение показателей нейрогуморальной регуляции; оптимизация обменных процессов.
  3. Дыхательная система: улучшение показателей внешнего дыхания; бронхолитический эффект.
  4. Психоэмоциональная сфера: глубокая релаксация, купирование физической и эмоциональной усталости; наполнение энергией, повышение работоспособности. По полученным данным энергетическое биополе человека после отдыха на улье возрастает в 5 раз; уменьшение стрессорной активности, рациональный баланс процессов возбуждения и торможения за счет оптимального седативного и тонизирующего действия; улучшение когнитивных функций: восприятия, запоминания, общения, способности к обучению; повышение эффективности воспитательного процесса.
  5. Общие эффекты: стимуляция очищения и регенерации тканей; улучшение показателей иммунитета, повышение реактивности и адаптогенности организма, снижение показателей заболеваемости; гармонизация физического, нервно-психического и полового развития.

 

Показания к применению ульетерапии с лечебной целью

В раннем возрасте

  1. Перинатальное поражение центральной нервной системы и его последствия (гипертензионный синдром, синдром гипервозбудимости, гиперактивности, задержка физического, статико-моторного и нервно-психического развития).
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Анемия (в сочетании с внутренним приемом БАПП).
  4. Дизбиоз, функциональное расстройство ЖКТ, синдром мальабсорбации.
  5. Клинические проявления аномалий конституции (диатезы).
  6. Частые и длительные простудные заболевания.
  7. Проблемы кормящей матери (нарушение лактации: гиполактия, лактостаз, гиперлакторея, синдром послеродовой депрессии).

 

В старшем и подростковом возрасте

  1. Вегетососудистая дистония (цефалгии, кардиалгии, колебания артериального давления, эмоциональная лабильность, вегетативные расстройства внутренних органов).
  2. Заболевания дыхательной системы и ЛОР-органов (бронхиальная астма, состояние реконвалесценции после пневмонии, бронхита, длительный рефлекторный кашель, аденоидные вегетации носоглотки, гипертрофия нёбных миндалин, вазомоторный ринит, синусит).
  3. Заболевания опорно-двигательного аппарата травматического и дистрофического характера (реабилитация после переломов, повреждений связочного аппарата и мышц, остеохондроз, остеохондропатия, реактивный артрит, болезнь Осгуд-Шлеттера, миозит).
  4. Заболевания эндокринной системы (гипоталамический синдром пубертатного периода, ожирение, белково-энергетическая недостаточность, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе, угревая болезнь, состояние после облучения).
  5. Заболевания мочеполовой системы (дизметаболические нефропатии, инфекции мочеполовых путей, хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, нефроптоз).
  6. Нервно-психические заболевания (патохарактерологическое развитие личности, когнитивные расстройства, агрессивность, расторможенность, аутистическое поведение, неврозы, неврастении, нарушение сна, энурез, синдром хронической усталости).
  7. Иммунодефицитные состояния, нарушения периода адаптации в детских образовательных учреждениях.

С профилактической целью для сохранения и поддержания здоровья и гармоничного развития ульетерапия может быть рекомендована всем детям при отсутствии противопоказаний.

 

Противопоказания к применению ульетерапии с лечебной целью

Абсолютные

  1. Истинная аллергия к продуктам пчеловодства.
  2. Онкологические заболевания злокачественной природы.
  3. Туберкулез (но не тубинфицированно).
  4. Металлизированные конструкции внутри организма (искусственные суставы, внутричерепные пластины и пр.), кардиостимулятор.

 

Относительные

  1. Острые инфекционные заболевания.
  2. Лихорадочные состояния.
  3. Новообразования доброкачественной природы.
  4. Крупные конкременты в желчном пузыре и почках.
  5. Выраженный атеросклероз (в детском возрасте практически не встречается).
  6. Патохарактерологическое развитие личности (синдром гиперактивности).

Для повышения эффективности ульетерапии ее желательно проводить на фоне: достаточного питья чистой воды (вода — идеальный проводник и матрица); исключения или ограничения нездоровой пищи, генетически модифицированных продуктов; комплексного использования биологически активных продуктов пчеловодства (внутрь, на кожу и слизистые и пр.).

Ульетерапию в детском возрасте не следует проводить одновременно с физиотерапией, общим массажем, апитоксинотерапией (в день постановки пчел).

 

Техническое обеспечение

  1. Ульи-лежанки. В детской практике лучше использовать лежанки открытого типа с сетчатым куполом. Ульи-лежанки закрытого типа можно использовать для детей старшего возраста в игровой интерпретации.
  2. Пчелиные биодомики (отдельные специализированные, встроенные в жилое помещение, тент-палатки, домики на платформе с ульями). Особую ценность представляют биодомики для семейной ульетерапии.
  3. Фанерные или картонные контейнеры, помещаемые на улей, с успехом можно использовать для ульетерапии детей раннего возраста.

Для более тесного контакта с пчелиной семьей лежанка прикрывается лишь простыней. При использовании матраса он должен быть изготовлен только из природных материалов (в качестве наполнителя — сено, солома, мох, отруби, древесная стружка). Укрывание одеялом — строго индивидуально, в зависимости от цели.

Для проведения ульетерапии детей должны использоваться специальные чистые светлые костюмы из натуральных тканей, защитные сетки на голову; все металлические аксессуары необходимо снять.

 

Методика ульетерапии детей

  1. Сеанс — не менее 30 мин, с постепенным увеличением времени пребывания на ульях от 5 мин (от 1-2 ч).
  2. Курс — от 10 до 20 сеансов.
  3. Кратность — ежедневно или через день.
  4. Время проведения — через 2 ч после еды или за 2 ч до еды. Идеальное проведение сеанса — ночью (наиболее сильное энергетическое воздействие за счет присутствия в улье всей пчелиной семьи, соответствие биологическим ритмам).
  5. Сезон — любой. Но самый лучший период—с середины марта до конца сентября (пока есть расплод).
  6. Семейная или групповая ульетерапия — наиболее приемлемый и эффективный вариант для оздоровления детей.

 

Трудности ульетерапии в детской практике

  1. Шум детей негативно отражается на состоянии пчелиной семьи, ухудшается биоэнергетическое воздействие.
  2. Дети негативно относятся к нахождению в замкнутом, темном пространстве.
  3. Боязнь пчел затрудняет психо-эмоциональный контакт с пчелиной семьей и ослабляет оздоровительный эффект.
  4. Родители и лечащие врачи, не владея информацией об апитерапии и ульетерапии, отрицают возможность их применения у детей.

 

Выводы

Ульетерапия, как одно из направлений апитерапии положительно влияет на состояние: основных систем жизнеобеспечения организма ребенка, реактивности и иммунологического статуса, адаптационных возможностей, психо-эмоциональной сферы, когнитивных функций.

Это подтверждается результатами сравнительного клинического, инструментального, лабораторного и психологического исследования, а также длительного наблюдения в катамнезе за детьми, регулярно получавшими ульетерапию. Следовательно, ульетерапия в детской практике может с успехом использоваться не только как физиотерапевтическая процедура, но и как способ психосоматической и ментальной биокоррекции.

В.В.СМИРНОВА
Детская поликлиника №6,
г. Воронеж,
ж-л «Пчеловодство» №2, 2013 г.